Кошки в Древнем Египте

Почему кошка в древности считалась священным животным, или Где, когда и как отмечается День кошки в наше время

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.

В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.

Немного из глубин истории

Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, «кошачье завоевание» Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.

Кошки в Древнем Египте

Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.

А если случалось так, что кто-то случайно убил кошку, с ним сразу же расправлялись, зачастую также предавая смерти. Убить кошку в ту эпоху было очень страшным преступлением и смертным грехом. Задокументированы даже случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри не осталось ни одной кошки. И это лишний раз доказывает, с какой любовью и глубоким почтением относились к этим животным в Древнем Египте.

К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.

Спросите, за что эти животные были удостоены такой высокой чести, какова была заслуга кошек перед древнеегипетской цивилизацией и, что сделало их такими важными и неприкосновенными? Да все банально просто: по утверждению ученых историков египтянам, хотя безмерно и нравилась грациозность, игривость и беззаботность этих существ, однако в первую очередь, они были благодарны кошкам за охоту на змей, грызунов (в особенности на крыс, переносящих чуму и другие заболевания), что было залогом сохранности запасов пшеницы. Одним словом — древние египтяне заводили кошек в своем доме, спасая свой урожай от грызунов, тем самым обеспечивая себе безбедное существование.

А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

Разумеется, в суевериях и поверьях, пришедших из глубины веков, безусловно, была и остается немалая доля истины, ибо кошка, как никакое другое животное, чувствует всевозможные перемены — как к хорошему, так и к худому.

Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.

Судьба кошек в Средневековье

Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.

Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.

В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.

Когда отмечается День кошки

Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.

К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.

Так, Италия празднует день черного кота 17 ноября. Именно — «черного», так как пытается загладить свою вину перед котами за инквизицию, которая постигла пушистиков в темное Средневековье. В Соединенных Штатах Америки этот день отмечается 29 октября. Национальный день кошки там начали отмечать с 2005 года при поддержке Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.

В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.

Читать еще:  Цейлонская кошка (цейлонский кот)

В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.

А вот в России этот день приходится на первый день первого весеннего месяца — 1 марта. Согласно вековым традициям март считается «кошачьим» месяцем. Не зря же говорят: «мартовский кот». Впервые день кошек в России был организован Московским музеем кошки и редакцией журнала и газеты «Кот и пес» в 2004 году.

Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.

Теория Элит

Культ кошки в Древнем Египте

Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.

Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.

Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.

Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.

Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.

Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.

Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.

Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.

Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

Божественная роль кошек в Древнем Египте.

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Читать еще:  Сахарный диабет у кошек и котов

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.

Кошки в древнем Египте: их значение, особенности внешности и характера, воспитание и дрессировка

К кошкам в стране пирамид было особенное отношение. Их почитали, боготворили, изображали на фресках, строили в их честь храмы. Зная любовь египтян к этим животным, царь персов Камбис II, хитростью одержал победу при Пелозеуме, приказав воинам привязать зверьков к щитам.

Фараон Псамметих III пришел в ужас от подобного кощунства и тут же объявил капитуляцию. Как же жили кошки в эпоху поклонения?

Кошки в истории Древнего Египта: их значение

Древний Египет славился зерновыми урожаями, мыши и крысы представляли серьезную угрозу для экономического благополучия страны, поэтому к котам, активно истреблявшим потенциальных «разорителей» и разносчиков заразы относились уважительно, с большим почтением.

Нередко усатые охотники уничтожали змей, коих на землях великого Нила водилось предостаточно. Благодарные жители оставляли котам рыбу, так постепенно дикие хищники приучились и стали обитателями домов египтян.

Покровительница женщин, любви, веселья и плодородия, богиня Басет изображалась с головой кошки. До популяризации одомашненных животных, ее представляли в виде львицы. Особым почтением пользовались особи с черной шерстью, считалось, что они имеют связь с Луной.

Бог Ра в «Книге Мертвых» перевоплощается в рыжего кота, переплывающего каждую ночь подземный Нил, чтобы утром озарить все своим дарующим жизнь светом. Убийство зверька для знатного египтянина оборачивалось большим денежным наказанием – вирой, а простому смертному стоило жизни. Вывозить животное за пределы страны было запрещено. Дом, где держали кошку, считался богатым.

Внешность египетской кошки

Прародителями домашних мурлык древнего Египта считают:

  • камышового кота (хуаса), достигающего роста в 75 см и весом до 15 кг, обладающего короткими лапами, покрытого однотонным серо-коричневым мехом.
  • африканскую кошку, вырастающую до 70 см с изящным телосложением, ведущую ночной образ жизни.
  • сервала, похожего на миниатюрного гепарда с маленькой головой, большими закругленными ушами, длинными конечностями и коротким хвостом.

Изображения и статуэтки, найденные археологами, действительно изображают котов того периода утонченными, грациозными животными с легким костяком, удлиненной мордой, высокими лапами. С мехом однотонного, преимущественно песочного, коричневого, черного окраса или покрытых темными мелкими пятнами на рыжем фоне.

Египетская мау – порода, насчитывающая более 3 тысяч лет, дает наиболее полное представление о внешности кошек, живших вместе с фараонами.

Характер египетских кошек

Образ жизни формировал характер любознательный, но осторожный. Постоянное внимание не способствовало привычке мяукать, зачем просить, когда все уже принесли и сделали по умолчанию.

Благосклонно принимая знаки внимания, коты не видели конкуренции друг в друге, собаках. Проникались симпатией к ухаживающим, нередко привязываясь к ним всем сердцем.

Кошки в древнем Египте: воспитание и дрессировка

Священным животным позволялось все. Им уступали дорогу, опасаясь нанести физический ущерб, не тревожили спящих в неудобных людям местах зверей. Назначали специальную прислугу для обхаживания кошачьего племени, обитающего при храме.

Должность передавалась по наследству, занимать ее дозволялось женщинам и мужчинам. В отличие от собак коты неохотно дрессируются, но известно, что некоторых древних египетских охотников на промысле сопровождали кошки, обученные добывать рыбу, птицу в густых травяных зарослях, обрамлявших берега плодородного Нила.

Уход и содержание египетских кошек

Некоторые участки земли «принадлежали» котам, весь доход, полученный от обработки поля, сбора урожая покрывал расходы на содержание, питание. Почитание кошачьим египтяне выражали тем, что после молитвы в храме Басет, граждане остригали волосы с голов детей (полностью или частично), протягивая их жрецу для взвешивания.

Равное им по весу количество серебра полагалось отдать, за это служительница кормила кошек. В прудах поблизости священных сооружений разводили породы рыб без чешуи, предназначенные для кормления зверьков.

Каста жрецов составляла элиту египетского народа, служителям Баст и кошек принадлежали важнейшие государственные посты. При храмовых кошках постоянно находился обслуживающий персонал, следящий не только за питанием и гигиеной божественных созданий, но и развлекающий их играми, музыкой.

Читать еще:  Почему кошки зевают: разбираемся в сути рефлекса

Здоровье египетских кошек

Кошкам позволялось свободно бродить по городу, заходить в любые помещения, чужие дома. Особое положение животных давало им возможность не бояться травм, полученных от людей, однако драки за сердце дамы, территорию,конечно же происходили.

Естественный отбор фильтровал котят и взрослых животных, оставляя в живых самых крепких, сильных особей с крепким иммунитетом. Недалеко уйдя в эволюции от диких пращуров, египетские «Барсики» представляли собой физически выносливых, ловких животных, способных прекрасно жить без человеческой заботы, добывать пропитание, заботится о себе и потомстве.

В случае болезни домашнего любимца, хозяин отправлялся в храм для жертвоприношения. Для оплаты услуг жрецов, просящих богов об исцелении, отдавали крупный скот, семейные припасы продуктов. Принести в дар малую часть имущества означало оскорбить верховных существ и их служителей. Поэтому после обращения за «ветеринарной» помощью египтянин значительно беднел.

Мумификации и погребения кошек в Египте

Когда умирала кошка, хозяин с семьей сбривали брови и носили траур по ушедшему в царство мертвых питомцу. Хоронили любимцев с почестями, на особенных кладбищах. Археологи находили мумии котов в гробницах некоторых фараонов.

Самое большое захоронение было обнаружено вблизи Бени-Хасана – скального некрополя, расположенного на восточном берегу Нила. Тут нашли последний приют более 180 000 забальзамированных миро животных. Именно благодаря мумиям современные ученые смогли доподлинно восстановить внешность мурлык эры фараонов.

Похороны совершались по особенному обряду, трупик оборачивали под пение молитв полосками льняной ткани, украшенной специальными рисунками, пропитанной благовониями, специями и маслами. Египтяне верили, что такая процедура дает кошачьей душе силы вернуться на землю в новом воплощении.

Богатые владельцы нередко надевали на умершего любимца маски из золота, заказывали специальные саркофаги из благородного металла, бронзы или дерева. Иногда туда же могли положить кошачьи игрушки, забальзамированную мышь.

Культ кошек пришелся на самый древний период Египетского царства, начался во времена второй династии и продолжался до 1 века н.э. В 390 году культ Баст попал под запрет фараона, интерес к усатым красавицам у жителей страны постепенно пропадал. Сегодня в Египте этих животных уже не почитают, но по старой памяти не обижают.

А как вы относитесь к такому поклонению кошкам?

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу».

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным.

Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.

Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.

Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector