Образ кошки в искусстве

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • живопись (9803)
  • зарубежные творцы (7412)
  • русские творцы (3469)
  • фотография (2463)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1183)
  • интересные статьи (1087)
  • музыка (1060)
  • архитектура (742)
  • культурные события (710)
  • скульптура (695)
  • поэзия (666)
  • литература (593)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (574)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (485)
  • история стилей (404)
  • ретро (398)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (232)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • календарь (162)
  • термины и техники (98)

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ХУДОЖНИКИ. КОШКИ В ЖИВОПИСИ

Давид Рейкарт. Крестьянка с кошкой

Кошки вошли в историю искусства давно. Но судьба их складывалась непросто: их то превозносили до небес и ассоциировали с богами, то делали символами зла и пособниками дьявола. Здесь мы сосредоточились на тех картинах, где кошки присутствуют для красоты, умиления, улыбки и символизируют прежде всего простое человеческое счастье.

Наброски Леонардо да Винчи

С середины 17 века из символа коварства, похоти и греха в живописи кошка превращается в синоним домашнего уюта и становится полноценным членом семьи.

Луи Ленен. Счастливое семейство

А в 19 веке анималист Генриетта Роннер-Книп сделала карьеру на изображении премилых кошачьих семейств, хозяйничающих в доме наравне с людьми.

Генриетта Роннер-Книп. Путешественники по миру

Сначала она увлекалась рисованием собак. Но когда в её доме появилась первая кошка, переключилась на мурлык и посвятила им следующие 30 лет.

Генриетта Роннер-Книп. Время чая

Ренуар, известный любитель кошачьих, часто использовал природное обаяние пушистых питомцев при написании портретов.

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с кошкой

Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой

Ну а котики в сочетании с детьми – безотказно работающая формула высшей степени умиления.

Мэри Кассат. Сара с котом

Да чего уж там. Даже взрослым дядям они к лицу!

Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти

В русской живописи кошки стали обязательным атрибутом чайных посиделок за самоваром.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (фрагмент)

Владимир Маковский. Утренний чай

Не только у русских художников кошки оттеняют полноту жизни, её размеренность и безмятежность.

Борис Кустодиев. Русская девушка у окна

Поль Синьяк. Воскресенье

Кошки незаменимы и в более напряжённых сценах – здесь они создают выразительный контраст, воплощая спокойствие и преданность своим кормильцам.

Иван Крамской. Девушка с кошкой

Константин Маковский. Разговоры по хозяйству

Статья «Образ кошки в искусстве»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Образ кошки в искусстве

Кошки – это удивительные существа. Это доказывает то, что образ кошки прослеживается во многих видах искусства на протяжении многих лет. Я проанализировала устное народное творчество, в частности, приметы, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, а также названия литературных произведения и мультфильмов. У меня получился довольно длинный список произведения, хотя он далеко не полный…

Произведения русского народного фольклора

Рыжая кошка: счастье в дом.

Черная кошка перебежала дорогу — к неприятностям.

Многоцветная кошка в доме – к счастью.

Кошка моется — гостей замывает (зазывает).

Кошка свернулась клубком — к морозу.

Приблудная кошка — к скорой свадьбе.

Если кошка чихнула — это к дождю.

Кошка лежит брюхом вверх — к теплу.

Трёхцветная кошка охраняет дом от пожара и других несчастий.

Кошка скребет лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу – к теплой погоде.

Кошка ласково мурлычет – значит, у нее хорошее настроение.

Кошка мяукает – значит, либо что-то просит, либо приветствует вас.

Кошка трется об ноги – значит, говорит спасибо или просит что-то.

Если кошка около Вас, и её хвост дрожит, так она выражает свою любовь.

Когда хвост у кошки начинает опускаться – значит, настроение изменилось — можно отойти, она не обидится.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Пословицы и поговорки

Без кота мышам раздолье.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Знай кошка своё лукошко.

Кошачья лапка мягка, да коготок востёр.

Ночью все кошки серы.

Собака не забудет хозяина, кошка — дом.

Воруя сметану, кошка закрывает глаза.

Собака хозяйка во дворе, а кошка в избе.

Отчего кот гладок? — Поел, да и на бок.

Кошка только на мышей храбра.

Зарекалась кошка на стол лазить…

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Если хочешь долго жить, надо с кошкою дружить.
Кошку девятая смерть донимает (она живучая).
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Собака — обжора, а кошка — сластена.
Не все коту масленица.
Отольются кошке мышкины слезки.
Чует кошка, чье мясо съела.

Что за зверь со мной играет? —
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.

Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

У порога плачет,

Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Кто родится с усами?

Берегись, мышиный род —
На охоту вышел …

Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа —
Он вымоет лапки,
Но после обеда.

Лев усатый,
Встал горбатый?

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте —
Не ленивый я в работе.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …

Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — …

Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко —
Вот и вся загадка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

Зубастый, мохнатый,
Как есть начнёт —
Песенку поёт.

Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.

Зеленые глаза —
Всем мышам гроза.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты.

Ой, ты котик, мой коток,
Толстолобенький лобок,
Приходи-ка ночевать,
Мою девочку качать.

Уж ты, котенька, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусочек пирога.

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

Уж ты, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приходи к нам вечером,
Коли делать нечего,
Да садись-ка на кровать
Нашу деточку качать.
Уж я котеньке, коту
Новы лапотки сплету,
Дам кусок пирога
И ведерко молока.

Приди, котенька, коток,
Приди, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Катенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу!

Читать еще:  Почему кошки боятся пылесоса?

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока,
Шубу новую куплю
И сапожки закажу,
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою.

Котя, котенька, коток,
Коток, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
А как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка
И кусочек пирожка,
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу.
Баю-баю-баю-бай,,
Спи, скорее засыпай.

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
«Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать!»
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам мяса кусок,
Молока туесок.
Бай да побай,
Ты, Ваня, засыпай!

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И горшок молока.
Уж как я тебе, коту,
Шубу новую сошью,
Надену на ножки
Красные сапожки.
Будет котенька шагать,
Мою доченьку качать.

Коток , коток, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу дочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу.
Я потру тебе носок,
Дам говядины кусок,
Ешь ты, котик, не ворчи,
Больше кушать не проси.

Ата-та, ата-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича.
Уж ты, котик, ты коток,
Твой серенький лобок,
Приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.

Баю-баиньки-баю,
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Коту наказываю:
Киса, каши свари,
Киса, Лизу накорми,
Киса, кашки поешь,
Киса, Лизоньку утешь!

Котик песенку поёт
В уголке у печки…
Мой сыночек спать идёт,
Догорели свечки.
Котик песенку поёт,
Ждёт сынка кроватка!
Скоро мальчик мой уснёт
На кроватке сладко.
Ночка тёмная уйдёт;
Снова утро будет…
Котик песню допоёт,
Котик нас разбудит…
Выйдет солнышко опять,
В окна к нам заглянет…
И сыночек мой гулять
Собираться станет!

Ой ты, кот-котёнок,
Не ворчи спросонок.
Видишь, спит ребёнок,
Маленький ребёнок.
А ты котик рыжий,
Не сиди на крыше.
А ты, котик белый,
По двору не бегай.
А ты, котик серый,
Возьми в лапки веник,
Подмети крылечко,
Затопи-ка печку.
А ты, чёрный котик,
Пушистый животик,
Снаряжай-ка лодку,
Да греби в охотку.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя на порог –
Всполошится весь народ:
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут приговаривать –
Ах ты котя, коток,
Котик, серенький лобок!
Прийди, котик, ночевать,
Нашу девочку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Уж коту-воркоту
И достанется.
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!

Русский народные сказки:

«Кот – серый лоб, козёл да баран»,

«Волк, кот и собака»,

«Мышь, кот и сверчок»,

«Кот, петух и лиса»,

Басни И.А. Крылова «Волк и Кот»,

«Котёнок и Скворец»,

«Кошка и Соловей»,

Е.И. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха»,

Е.И. чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»,

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

Ш. Перро «Принцесса-кошка»,

В. Г. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»,

К.И. Чуковский «Котауси и Мауси»,

Э. Успенский «Простоквашино»,

С.Я. Маршак «Кошкин дом»,

С. Я. Маршак «Почему кошку назвали кошкой»…

Образ кошки в искусстве

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек (1 марта) была организована выставка «Коты в произведениях искусства».

Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения — это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество — Баст или Бастет. Баст или Бастет — богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

11-й или 12-й век, бронзовая горелка

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: » Доблесть, сила и слава». Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов. С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине «Мечта кошки» К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих мастеров династии Мин. Один из самых известных японских художников-котолюбов — Утагава Куниёси— изображал котов в любом окружении и обличье.

19 век, Куниеси, «Кот и золотая рыбка», ксилография

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.

1 век н.э., мозаика, Италия
Например, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях.

1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит

А в этом фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.

Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц. Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

Читать еще:  Понос у котенка в 3 месяца: причины, симптомы, лечение

1504, Дюрер, «Адам и Ева» (деталь), гравюра

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости. В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден «Кошачье счастье», 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 — 1743) «Натюрморт с дичью и овощами» и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план. Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины. На картине Г. Курбе (1819 — 1877) «Ателье художника» (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка.

В картине П. Гогена «Таитяне» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы «Кошки и цветы» и «Рандеву с кошками» Э. Мане», «Девушка с кошкой» О. Ренуара, на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.

Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны. На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
На картине Э. Мане (1832 — 1883) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 — 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к «Коту в сапогах» Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота — ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт — он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.
Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос. Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну — «Кошка, обороняющаяся против собак», а португальская королевская чета — пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: «Счастливая семья», «Четыре персидские кошки», «Молодые кошки, играющие с клубком» и «Три тявкающие собаки с кошкой на стуле». В живописных полотнах Г. Роннер кошки — главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.

Милые и забавные кошки в живописи

Древнейшие изображения кошек, известные нам, появились еще на стенах пещер в доисторические времена. Позднее они появились на стенах египетских храмов, на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное — это животное стало темой для сотен художников всех направлений.

Кошки пережили и периоды обожествления и поклонения как в Древнем Египте, и периоды гонений как в Средневековой Европе, но так или иначе они уже много тысяч лет живут рядом с человеком и продолжают радовать нас своим веселым нравом, красотой и элегантностью. Сегодняшняя подборка посвящена кошкам в живописи от старины до наших дней. Иногда они являются главным героем картины, иногда просто находятся рядом, но всегда они присутствуют в нашей жизни. К сожалению, не везде смогу указать авторов, моя коллекция старая, не везде сохранилась информация о том когда и где была найдена мной эта картина на просторах интернета.

Франсуа Буше, «Туалет», фрагмент

Франсуа Буше, «Туалет»

Дж. Гройтс «Мотальщица шерсти»

Франсиско Гойя «Дон Мануэль Озорио де Зуньига»

Ж.Ф. Милле «Крестьянка, сбивающая масло»

Готфрид Минд, «Кошка с котёнком». Художник из-за своих акварелей, изображающих кошек прозван кошачьим Рафаэлем

Эмми Филипс «Девочка с кошкой»

Обри Бердслей, Виньетки для книги С. Смита и Р. Шеридана «Острословия»

Крис Майлз (Chris Miles)

Крис Майлз (Chris Miles)

Крис Майлз (Chris Miles)

Павел Федотов, «Офицер и денщик»

Павел Федотов, «Сватовство майора»

Поль Гоген «Мими и ее кошка»

Неизвестный автор «Кот в сапогах»

Иван Красмкой «Девушка с кошкой (Портрет Софьи Крамской)»

Борис Кустодиев «Московский трактир» (фрагмент)

Пьер Боннар, «Портрет Амбруаза Воллара»

Пьер Боннар, «Кошка»

Просто рекламный плакат 🙂

Пьер-Огюст Ренуар, «Материнство»

Пьер-Огюст Ренуар, «Женщина с кошкой»

Пьер-Огюст Ренуар, «Портрет Жюли Мане»

Пьер-Огюст Ренуар, «Спящая кошка»

Пьер-Огюст Ренуар, «С кошкой»

Франс Снейдерс «Натюрморт с голодным котом»

Р. Серл «Кот Толстяк»

Дж. Слоун «Задворки Гринич-виллиджа»

Теофиль Александр Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен

Теофиль Александр Стейнлен

Токо «Кошка и Паук»

Далее уже группами

Вот, надеюсь я вас не очень утомила таким обилием картинок. Это просто краткий обзор, а если кто-то заинтересуется каким-либо автором, думаю без труда можно будет найти в интернете более подробную информацию.

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.

Читать еще:  Бурманская кошка: магия востока в глубине мерцающих глаз

В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями.

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес — в преисподнюю

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).

Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).

Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.

В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и черного кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.

У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.

Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского графика, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.

В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.

Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.

В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector