Значение игр в жизни животных

Исследовательская работа «Игровое поведение животных»

Цель научной работы: выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Методы проведенных исследований: социальный опрос, сравнения, наблюдения, изучение имеющейся информации. Основные результаты: из собственных наблюдений выявили, что для игр необходимы благоприятные условия среды, комфортное состояние организма. Были найдены аналогичные игры животных и игр детей. Основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Основное отличие по форме: в начале жизни преобладают у животных подвижные игры, а у человека манипуляционные. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта.

Предварительный просмотр:

Дистанционный тур муниципального этапа краевого форума

«Молодежь и наука»

Игровое поведение животных

Юдина Ольга Владиславовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Локшинская средняя образовательная школа»

Владимирова Екатерина Константиновна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Локшинская средняя образовательная школа»

Юдина Ольга Владиславовна

МБОУ «Локшинская» СОШ, 6 класс

«Игровое поведение животных»

Руководитель: Владимирова Екатерина Константиновна, учитель географии.

Цель научной работы: выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Методы проведенных исследований: социальный опрос, сравнения, наблюдения, изучение имеющейся информации. Основные результаты: из собственных наблюдений выявили, что для игр необходимы благоприятные условия среды, комфортное состояние организма. Были найдены аналогичные игры животных и игр детей. Основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Основное отличие по форме: в начале жизни преобладают у животных подвижные игры, а у человека манипуляционные. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта.

Все дети, да и взрослые тоже, очень любят играть. Но вряд ли вы задумывались над тем, что игра — серьезное и важное занятие. До сих пор нет однозначного и полного определения игры. Немного работ, где ученые приводят сравнения игр у различных представителей животного мира. В статье « Игры животных как они есть в природе, в «человеческой» среде и в понимании и объяснении человеком» собран материал по сравнительной характеристике игры животных в естественной среде обитания [5]. Внимательно ознакомившись с данной статьей, заинтересовалась вопросом «насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка?

Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование, с целью выяснить отношение людей к животным, зачем и во что играют животные. Анкетирование показало, что ребята мало обращают внимание на животных, которые их окружают, не смогли объяснить характер, поведение, игры. И ещё меня заинтересовали слова из передачи «Планета собак» ведущего Манёва Г.: «Хотите лучше узнать людей, побывайте на планете собак». Поэтому тема данной работы является не только интересной, но и актуальной. Изучение игровой деятельности животных позволит более внимательно отнестись к животным, которые окружают человека, быть более наблюдательными.

Цель моей работы: выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

  • Рассмотреть функции игры.
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности у животных. Найти отличия игровой деятельности животных от игровой деятельности человека.
  • Провести сравнительную характеристику игр животных с теми играми, в которые играют дети.
  • Провести наблюдение за животными, которые окружают меня и моих одноклассников.

Методы: социальный опрос, сравнения, наблюдения, изучение имеющейся информации.

2. Основное содержание

Цель моей работы: выявить (исследовать) игровую деятельности у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

  • Рассмотреть функции игры.
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности у животных. Найти отличия игровой деятельности животных от игровой деятельности человека.
  • Провести сравнительную характеристику игр животных с теми играми, в которые играют дети.
  • Провести наблюдение за животными, которые окружают меня и моих одноклассников.

2.1 Функции игры

Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. Наука, изучающая игровое поведение животных — этология [3]. Этология тесно связана с зоологией, физиологией, экологией, генетикой. Значительное влияние на изучение поведения животных оказали труды Ч. Дарвина. В современном виде этология возникла в 30-е гг. 20 в., главным образом благодаря работам К.Лоренца и Н. Тинбергена.

Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:

— игра-это один из видов активности человека и животных [2].

— это деятельность, занятие детей, и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечений, являющееся видом спорта [2].

— это исполнение определенных ролей [2].

Ученые – этологи, выделяют следующие функции игры:

Таблица 1 — Функции игры

Ориентировочно — исследовательская или познавательная

с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах

Котята, как только открывают глаза, начинают обследовать местность, расползаясь в разные стороны. Висит какой- либо предмет котенок пытается поймать его.

Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость

Животные догоняют друг друга.

Кошка убегает от собаки.

Приобретение посредством игры навыков общения

Игры матери с детенышем, покусывание детеныша, ловля мышей и доставка их хозяину.

Данные функции отражают большое значение игры в развитии животных.

2.2 Особенности игровой деятельности у животных и людей

Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, у которых присутствует такой период, как детство. Ученые выяснили, что игровая деятельность присуща представителям семейству хищных, приматам, птицам. Все формы игры отличаются от «серьезной» деятельности. Результатом игры не становится производство какого – либо материального продукта. Игра ориентирована не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, воображаемую обстановку. Особенность игры состоит также в её добровольном характере. Животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного воздействия. Ребенок не станет играть, если не испытывает к данной игре интереса. Животные проявляют игровую активность, когда у них есть свободное время, (им не надо питаться, спасаться от кого либо). Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: двигательную активность, оборонительное поведение и проявляется в различных формах [5].

По форме игры животных бывают [5]:

  • подвижные игры (погони, преследования, прыжки, подкрадывание).
  • коллективные игры (перетягивание какого – либо предмета, птицы передают червяка или корм другой птице в полете и.д.).
  • манипуляционные игры (игра с предметами).

2.3 Особенности игровой деятельности человека

Игра является ведущим видом деятельности для ребенка первых лет жизни. Выполняет те же функции, что и у животных, а именно развивающую, познавательную и функцию социализации. На протяжении жизни игры человека сменяются. Сначала предметная игра (погремушка, которую ребенок пробует на вкус, исследует, бросает, пирамидка, которую собирает, разбирает). Следующая форма игры в жизни ребенка сюжетно — ролевая. Когда ребенок играет, он учится. Ребенок проигрывает действия родителей. Он учится принимать решения, выполнять какие-то действия, пробует себя в различных профессиях: врача, учителя, водителя машины, пожарного Следующий этап — это игра с правилами. Она проходит с применением предметов (лапта, выжигало, волейбол и т.д.). И для этого этапа характерны коллективные игры. Важным отличием игр детей является активное участие в игре взрослых. Взрослые запрещают использовать в игровых целях предметы быта, определяют социальную направленность игрового процесса.

Таким образом, игровая деятельность человека отличается от игр других представителей животного мира. Эти отличия касаются форм игры, их смены в зависимости от возраста ребенка. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта, а также активное участие взрослых и применение специальных предметов — игрушек.

2.4 Сравнительная характеристика игр животных с играми, в которые играют дети

В своей работе мы попыталась сравнить игры животных с теми, в которые играют дети. Для того чтобы узнать, в какие аналогичные игры играют дети, обратились за помощью к ребятам, которые имеют домашних животных.

В таблице разместили результаты поиска игр животных и тех, в которые играют дети.

Таблица 2 — Сравнительная характеристика игр животных с теми, в которые играют дети

Игры животных: почему и зачем?

Что такое игра? Четкого определения игры до сих пор нет, хотя все понимают, о чем идет речь. Невозможно не любоваться играющими щенками или котятами. Игра — поведение типичное для развивающегося организма. Для некоторых животных точно определен возраст, когда они играют. Например, у лабораторных крыс игровое поведение наблюдается с 22-24 дня по 60 день жизни, у хомяков — с 28 дня по 58-68 дни. Часто игру начинает взрослое животное (мать): львица побуждает львят ловить кончик ее хвоста, обезьяны поворачивают на спину и щекочут своих малышей, кошки, вылизывая котят, затевают с ними борьбу.

В играх различных животных можно выделить общие признаки. Движения в игре не отличаются от тех, которые встречаются в иных ситуациях: охота, умерщвление добычи, драка, погоня, половая активность. Наблюдая за игрой котенка с клубком шерсти, нельзя не увидеть сходства с охотой на мышей, а прыжки и движения лап при ловле подвешенной на нитке бумажки такие же, как при охоте взрослой кошки на птиц. К. Лоренц описывает, как взрослая кошка защищает своих котят от собаки — она идет на нее характерным боковым движением на вытянутых лапах, взъерошив шерсть и распушив хвост. Подобные характерные передвижения боком часто можно наблюдать у играющих котят, но они никогда не используются в драке взрослых кошек. Несмотря на имитацию охоты или драки, животные не наносят друг другу серьезного вреда. В игре часто сочетаются элементы разных типов поведения, не связанных между собой во взрослой жизни, например, охотничье и половое. Порядок, с которым движения следуют друг за другом, также может не соответствовать поведению взрослого животного, а иногда быть прямо противоположным. Элементы игры бывают преувеличены, многократно повторяются, но часто не завершаются. Обычно животное подает сигнал о том, что оно собирается начать игру. У макак-резусов — это «игровая мимика», у кошек и собак припадание на грудь и передние лапы. Иногда в игре животное использует совершенно новое движение, которое не встречается у взрослых животных. Описано игровое сальто у ручного барсука и кувырок через голову с изменением маршрута у щенка, убегавшего от матери. Игровое поведение легко прерывается и животное возвращается к обычной жизни.

Читать еще:  Можно ли использовать аспирин для кошек? Основные сведения о препарате

Ученые пришли к выводу, что в основе игрового поведения лежит мотивация (потребность, желание), отличная от мотивации того поведения, которое изображается в игре (в охоте — мотивация голода, в половом поведении — мотивация продолжения рода и т. д.). Мотивация, которая лежит в основе игры, настолько сильная, что может конкурировать с другими желаниями животного. Например, молодая шимпанзе, которую не кормили в течение 15 часов, в 40 % случаев выбирала игру с другими обезьянами, а не пищу. Животные разных видов, которые живут в одном доме, часто играют вместе. Собака и кошка могут играть в прятки, преследование, нападение. Описаны игры собаки и лисицы, выросших в одном доме.

Зачем нужна игра? Прежде всего, игра — это тренировка для развития мышечной, опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Она способствует увеличению мышечной массы, массы сердца, плотности капиллярного (мелкие сосудики в органах) русла, повышению жизненной емкости легких, скорости роста организма. Игра знакомит молодое животное с окружающей средой. Котенок, играющий с клубком шерсти, начинает понимать, что не все маленькие, мягкие, быстро передвигающиеся предметы съедобны, как мыши. Лишение животного возможности играть имеет далеко идущие последствия. Макака-резус, выросшая изолированно от других обезьян с манекеном матери (каркас, обшитый мехом, в котором укреплялась бутылочка с молоком), не умела впоследствии играть со сверстниками, устанавливать нормальные отношения с сородичами и в дальнейшем — спариваться. Сложности в период полового поведения наблюдали и у собак, выросших без общения с другими собаками. Отдельные элементы полового, охотничьего поведения отрабатываются в играх детенышей еще до наступления половой зрелости, поэтому развитие поведения носит опережающий характер.

Исследование энергетического обмена организма выявило обратную зависимость между уровнем обмена веществ в покое и игровой активностью. Так что игра восполняет дефицит энергетических затрат организма в молодом возрасте.

Изучение активности нервных клеток теменной области коры мозга показало, что их способность отвечать на несколько раздражителей (свет, звук, прикосновение к коже) возрастает от 6% клеток у 8-10 дневных котят до 89% у 49-50 дневных, то есть совпадает с развитием игрового поведения. Следовательно, игра необходима для развития не только телесных, но и мозговых структур организма.

Изучение игрового поведения позволяет сделать практические выводы:
1) молодому животному игра жизненно необходима,
2) игру хорошо использовать для обучения собаки, кошки и других животных, так как это самый удачный период для получения животными новых навыков, информации об окружающей

Дидактические игры для формирования понятий «Дикие и домашние животные»

Валентина Литвинова
Дидактические игры для формирования понятий «Дикие и домашние животные»

1 «О ком я говорю»

Цель: Уточнять и активизировать словарный запас. Учить детей определять форму предложного падежа имен существительных в единственном падеже с предлогом «о».

Трусливый, длинноухий, серый или белый (О зайце)

Бурый, косолапый, голодный, неуклюжий, (О медведе)

Серый, злой, голодный (О волке)

Хитрая, рыжая, ловкая (О лисе)

Пушистая, прыгучая, рыжая (белке)

Маленький, колючий, круглый (О еже)

2 «Придумай загадку»

Цель: Учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию и создавать описания по плану, ориентироваться на понимание другими людьми. Развивать речь, вербальное воображение, фантазию.

3 «Птицы, звери, рыбы»

Цель: Организовать применение детьми умения классифицировать животных по различным основаниям с учетом игровой задачи, уточнить названия зверей, птиц и рыб.

4 «Домашние животные и их детеныши»

Цель : помочь запомнить название животных и их детенышей.

5 «Сложи животное».

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

6 «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

7 «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

— Серый, злой, голодный. (Волк.)

— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.

8 «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

— Скажите, как подают голос звери?

— Что делает волк — (воет).

— Что делает лиса — … (тявкает).

— Что делает медведь — … (ревет).

— Что делает белка — … (цокоет).

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Однажды утром лесные звери проснулись и видят,что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.

И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

10 «Узнайте животное».

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам развивать фонематический слух, внимание.

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

11 «Кто как передвигается»

Расширить знания о животных, птицах, насекомых. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.

Воспитатель называет разных животных, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).

12 «Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

13 «Охотник и пастух».

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

14 «Экологические круги»

Цель: закрепление умений классифицировать животных по разным основаниям, выделять существенные признаки отдельных групп животных.

Варианты игры:

1. разложить животных по средам обитания: наземной (почва, земля, воздушной (воздух, водной (вода);

2. разложить животныхкаждой группы по подгруппам:

— рыбы (морские, пресноводные);

-птицы (перелётные, зимующие, не летающие, дикие, домашние);

— звери (дикие, домашние, травоядные, хищники).

15 «Построй домик животному»

Цель: Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

16 «Похож- не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

18 «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь

19 «Заведём домашних животных»

Цель: Закрепить знания детей об использовании людьми домашних животных в своем хозяйстве.

Формировать представления детей о том, что домашние животные не могут выжить без человека и человек в ответе за тех, кого приручил.

20 «Разговор диких и домашних животных» Сформировать у детей понятие о том, по каким признакам определяются понятия «домашние» и «дикие» животные.

Формировать у детей мыслительную операцию «обобщение».

Сформировать у детей понятие о том, что вмешательство в жизнь диких животных недопустимо и влечет за собой негативные последствия.

Воспитывать у детей любознательность.

Игровая задача:«Поговорить» за домашних и диких животных определить признаки, по которым домашние животные отличаются от диких.

21 «Чем питаются животные

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Конспект занятия «Домашние и дикие животные» Тема: Дикие и домашние животные Цель: Формировать у детей представление о домашних и диких животных. Развивать логическое мышление, внимание,.

Игра «Дикие и домашние животные» Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания.

Сценарий КВН в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» КВН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» Учитель-логопед Галиуллина М. М. февраль 2015 года Цели:.

Макет «Дикие и домашние животные» В этом году в нашей группе появились макеты: «Домашние и дикие животные». Макеты изготовлены из картонных коробок,на них нарисованы лес.

Макет «Дикие и домашние животные» Сегодня я представляю вашему вниманию макет «Дикие и домашние животные», который сделала своими руками для развивающей среды в группе..

Макет «Домашние и дикие животные» своими руками Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию макет»Домашние и дикие животные»,который я сделала за один вечер. Для его создания я использовала:доску.

Макет «Домашние и дикие животные» Зачастую в нашей работе нам (воспитателям)часто приходиться работать с родителями односторонне. Сколько бы ты не объяснял значимость совместной.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Дикие и домашние животные» Продолжая тему дидактических игр,на кроватках, предлагаю вашему вниманию еще одну очень увлекательную игру: «Дикие и домашние животные».

Рекомендации для родителей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» Уважаемые родители! С 09.11 по 13.11 в группе реализуется тематическая неделя: «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных».

ИГРОВОЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА И ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ЖИВОТНЫХ

В раннем постнатальном периоде активность животных вызывается простейшими биологическими потребностями, которые удовлетворяются родителями. Ювенильный период -переходный ко взрослой жизни. В этом периоде осваиваются необходимые в будущей жизни навыки, самостоятельно или при участии других животных. Основной способ саморазвития животных это игра. Игра — «это сложный комплекс разнообразных поведенческих актов, которые в своей совокупности составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. С помощью игры происходит формирование практически всех сфер поведения как индивидуального, так и социального». (Зорина, 1998, стр. 91).

Читать еще:  Прател для кошек

Игра появляется только у видов, достигших высокой стадии развития интеллекта, и чем выше интеллект, тем разнообразнее игры. Структура игры обязательно содержит следующие компоненты:

  • 1. общая спонтанная двигательная активность;
  • 2. приемы исследования и изучения окружающей среды;
  • 3. активность, связанная со взаимодействием с другими животными.
  • 4. активность, состоящая из фрагментов поведения, ведущих у взрослых животных к выполнению определенных биологических функций.

По степени сложности игры делят на следующие уровни:

  • 1. БЕЗРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ игры — не привязанные к какой-либо деятельности, доставляющие удовольствие от движений, действий, смены впечатлений — служат развитию мотивационной сферы. С ростом животного игра усложняется, появляются определенные правила и логика.
  • 2. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ игры — имеют цель и содержание, локомоции требуют определенных усилий. Перемещение предметов целевое. При игре вдвоем учитываются действия партнера, отрабатывается связь действия с его результатом. В будущем полученные навыки не требуют дополнительного обучения.
  • 3. ИГРЫ С НАЛИЧИЕМ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ содержат элементы ритуала (приглашение к игре), имитацию фрагментов структуры деятельности: имитацию охоты, борьбы (притворяются злыми), соблюдаются правила (смена ролей, уступка более слабому). Достигаемый результат соответствует промежуточным целям, в будущем навыки требуют доучивания. ВВ течение ювенильного периода игра интенсивно развивается, совершенствуется, составляет основное содержание жизни молодых животных, часто сохраняется и у взрослых, поскольку и у них существует тенденция развития и накопления опыта.

Приводим признаки игры, отличающие ее от других форм поведения по Р. Хайнду (1975) с дополнениями.

  • 1. «Игра всегда добровольна; необходимым условием является комфортное состояние организма; игра сопровождается сильной положительной эмоцией». (А.А. Крымов).
  • 2. «Игра — это деятельность, сопровождаемая удовольствием и совершаемая ради него»В (К. Бюллер).

«Игра — реализация влечения к свободе, к слиянию с окружающим». (Ф. Бентендейк).

  • 3. Мотивация игры не связана с устойчивым биологическим мотивационным состоянием, поэтому в игре смешиваются разные формы поведения, и игровые действия часто носят незавершенный характер. Агрессия носит демонстративный характер и не заканчивается дракой или укусом. Псовые, якобы дерущиеся, демонстрируют дружелюбие (виляют хвостом), обезьяны, имитируя половое поведение, делают садки, не завершая их, в игре мангуста смешиваются функционально разные типы поведения — агрессивное и половое. Игра может быть легко прервана ради других форм деятельности (например, еды). В то же время существует собственная потребность в игре и ее мотивация. К. Лоренц называет это «игровым побуждением». Р. Хайнд приводит описание опыта Мейсона, в котором шимпанзе лишали еды на 15 часов, затем предлагали им выбор между едой и «групповой стимуляцией», т.е. присоединением к группе обезьян. 40% обезьян выбирали второе. 3.А. Зорина (1998) приводит наблюдения Р. Ли за популяцией верветок в Восточной Африке. Часть детенышей этой популяции вырастает в условиях засухи, дефицита еды, в это время детеныши ослабевают и не играют. При сравнении детенышей этой группы после сезона дождей с группой детенышей, выросших в нормальных условиях, разницы в игровом поведении не было отмечено.
  • 4. Несоответствие интенсивности отдельных движений и всей последовательности в целом: во время игры котенка и макак-резусов их прыжки явно преувеличены по сравнению с необходимым. Отмечаются также изменения в последовательности движений и расширение поведенческого репертуара (взрослая кошка убивает добычу одним, редко двумя приемами;В котенок бьет одной лапой (как лев), прыгает сверху (как рысь), бьет двумя лапами (как гепард), подхватывает лапой, согнутой крючком (как кошачьи — ловцы рыбы) и прижимает в полу, как взрослая кошка. (Дольник, 1994).
  • 5. Игре, как правило, предшествует сигнал приглашения к игре — «игровая мимика» у обезьян — широко открытый рот, но без оскаливания зубов, «улыбка», у кошек и собак -припадание на грудь и передние лапы. Это приглашение подчеркивает суть игры, ее условность -игра не преследует цели, в ней не реальные участники, а партнеры — актеры. Существуют условные запреты: не кусать ушей, беречь глаза. Эти запреты не позволяют дать волю эмоциям. Та же роль у ритуалов. Описана ситуация, когда группа подростков шимпанзе, отделившись от основной группы, сами для себя разыгрывали сцену охоты. У приматов есть тенденция в игре удлинять цепочку действий и усложнять их структуру. У высших животных игру часто начинают взрослые: львица и домашняя кошка двигают хвостом, приглашая котят ловить его.
  • 6. Игровое поведение часто вызывается разными раздражителями: кошка играет с клубком ниток, собака — с мячом, сытые чайки играют, отнимая друг у друга пойманную рыбу. У ворон созревание мозга продолжается один год. К трем месяцам формируется структура манипуляционной активности, к году она ослабевает. Игры ворон в воздухе выглядят как парные полеты с пируэтами, кувырками и «догонялками». На лету бросают и ловят веточку, перехватывают ее из клюва в клюв, зимой купаются в снегу, катаются с крыш на спине. Описано, как 2-3 вороны дразнят собаку; отвлекая ее от еды и провоцируя погоню, заманивают на край оврага, чтобы она свалилась. Играют и с хозяином собаки, перехватывая у него из рук поводок. Попугаи «жонглируют» в воздухе камнями, бросая их затем на крыши домов (Зорина, 1998).
  • 7. Детеныши животных, как и дети, любят ласку, общение, любопытны, бесстрашны, жадны до новых впечатлений, до познания всего окружающего. И. Прусс (2001) отмечает все эти черты как ребячество, свойственное игре. Если в комнате 6 взрослых лисиц, они молчат, метят участок, не позволяют до себя дотронуться. Осторожность важнее любопытства. Если в комнате 6 лисят, она наполняется шумом возни, беготни, писком, тявканьем, рычанием. Лисята легко «вливаются в коллектив» и начинают групповые игры. Признаком игры, по И. Пруссу (2001), является повторяемость, ритмичность: «догонялки» щенков происходят с постоянной сменой ролей, грызня волчат — также со сменой ролей (слабому уступают, чтобы продлить удовольствие), идет «обмен импульсами общения» (подобно тому, как дети любят качели, игру в пинг-понг и т.п.).
  • 8. В игре животных, как и в поведении людей, есть место юмору, шутке, смещению смыслов. К. Ефремов (2001) описывает, как собака «смеялась» над хозяином, делавшим зарядку (на четвереньках), весело бегала вокруг и подлезала под него. Дельфины «приветствовали» зрителей, обрызгивая их (изо рта, из дыхала и ударами хвоста по воде). В игре часто происходит смещение иерархических рангов. Например, детеныш павиана, сидящий на спине своего отца, символизирует «игрушечное повышение ранга». Вместе с тем, исполнение ранговой роли в игре может стать репетицией будущего рангового статуса во взрослой жизни. Волчонок, часто побеждающий в групповых играх, вероятнее всего, будущий вожак стаи.
  • 9. Чрезвычайно интересна такая эвристическая особенность игры, как изобретение новых движений. Р. Хайнд описывает ручного барсука, который самостоятельно научился делать сальто. Есть описание ситуации, возникшей при дрессировке дельфинов. Когда они поняли, что от них ждут каких-то новых трюков, они ответили целым каскадом новых, неожиданных и совершенно не характерных для дельфинов движений.

Резюмируя, можно привести высказывание И. Хейзинги: «игра — содержательная функция со многими гранями. В игре. участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл». (И. Хейзинга, HomoВ ludens).

Существует несколько классификаций игр животных. Классификация К.Э. Фабри (1982) строится на анализе психологического содержания игры, усложняющегося по мере накопления опыта: «из элементов игры и сенсомоториых компонентов поведения путем их глубокого преобразования на основе накопления индивидуального опыта формируется поведение взрослого. При этом происходит расширение, усиление или смена функций. Замещение объектов воздействия, установление новых связей с объектами окружающей среды качественно обогащают психическое отражение». (Фабри, 1982, стр.26).

Первый скачок перехода от позднего постнатального периода к ювенильному — это усложнение сенсомоторного поведения (галоп жеребенка, который бежит, останавливается и снова бежит в обратном направлении — ради самой радости бега, прыжки козленка на одном месте, по кругу — от избытка энергии). Второй этап — вовлекаются в игру объекты окружающего мира или живые партнеры — это самые обычные и в то же время самые разнообразные игры. Третий этап — с использованием «замещающих» партнеров или игрушек. Подобно тому, как ребенок играет с брусочком дерева — материализованным образом автомобиля, животные тоже прибегают к «образному фантазированию». Например, шимпанзе Вики (воспитанница супругов Хейс, США)В любила возить за собой на веревке воображаемую игрушку.

Сейчас общепринятая классификация в зоопсихологии — по формам игры:

Подвижные игры: подкрадывание, бег, прыжки, борьба, схватки.

Манипуляционные игры: содержат элементы охоты, гнездостроения, пищедобывателыюго поведения — но они не совпадают с соответствующим поведением взрослых, а, как правило, расширяют его. Типичные игры хищных — с добычей. Котята играют с живой, мертвой, искусственной мышыо. Кошачьи играют и взрослыми. Для псовых характерна отработка приемов охоты. У них часто манипуляционная игра перерастает в социальную.

Основное содержание социальных и познавательных игр — установление и отработка внутривидовых связей, иерархических, агонистических или интегрирующих. 3.А. Зорина (1988)В приводит данные Н.Г. Овсянникова, наблюдавшего игры песцов. Он считает, что в игре щенков стираются роли и иерархические положения, игровая борьба эмоционально положительна, оказывает на выводки развивающее влияние, в игре складываются механизмы интеграции. УВ щенков собак и волков в игре есть элементы самозащиты, нападения, предупреждения атаки. УВ шимпанзе и павианов иногда игры переходят в драку. В этом случае взрослые разнимают дерущихся. Одна из форм социальной игры — это отношения матери и детеныша, особенно развитые у хищных и приматов. Самка шимпанзе щекочет своего детеныша, переворачивает, вовлекает в шуточную «борьбу». Игра может становиться обучающей благодаря

Читать еще:  Шарпей: мягкие складки, дерзкие повадки

«обезьянничанью» детенышей. Дж. Гудолл описывает, как самка шимпанзе «удила» термитов, а ее сын, лежа на ветке над ней, повторял все ее движения.

Гориллы играют в возрасте с трех месяцев до 6 лет. У них описаны игры, не отмеченные у шимпанзе: «делай как я», «король горы», «футбол», «бейсбол» (это игра плодами дерева мтанга-танга, размером с грейпфрут). Часто играют детеныши с подростками. Если игра становится грубой, детеныши принимают позу подчинения. Д. Фосси наблюдала, как детеныш гориллы Пак ловил мух, разглядывал их, а затем разрывал. Она давала ему журнал с иллюстрациями, и он разглядывал их. Шимпанзе Люси (учившаяся амслену) часто перелистывала журналы, комментируя рисунки. Для всех обезьян, живших в семье или наблюдавшихся в лаборатории, отмечены манипуляционные игры. Н.Н. Ладыгина-Котс, сравнивая игры ребенка и детеныша шимпанзе Йони, отмечала, что Йони чаще разрушал (а ребенок охотнее строил), лучше вытаскивал гвозди, чем забивал, лучше развязывал узлы, чем завязывал, лучше открывал замки, чем закрывал и охотно ломал игрушки. Описана ситуация, когда шимпанзе долго не мог разобрать механическую игрушку, несколько раз бегал к фонтану, полоскал руки, затем снова «брался за дело».

Урок-игра «В мире животных»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ poyasn_zapiska.doc

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Предмет: окружающий мир

Возраст: для учащихся 2-4 классов

углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного мира;

развитие познавательной активности учащихся начальной школы через интеллектуальную игру.

Аннотация : данную игру можно использовать как на уроке окружающего мира, так и во внеклассной работе. Игра состоит из пяти категорий:

В каждой категории 10 вопросов (загадки о животных, описание животных). При желании вопросы можно заменить (применительно к своему классу).

колонки для компьютера.

Инструкция по применению

Переход с первого слайда на второй осуществляется по кнопке в правом верхнем углу.

На втором слайде автоматически включается мелодия из телепередачи

«В мире животных» и идёт слайд-шоу фотографий животных.

Переход на слайд 3 осуществляется по кнопке .

Слайд 3: игровое поле. Играющий выбирает категорию и номер вопроса. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с номером.

С помощью кнопки проверяем, правильно ли ответил игрок.

Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом верхнем углу (в каждой категории своего цвета).

Сыгравший номер при возврате на игровое поле окрашивается в белый цвет.

В категории «Птицы» после нажатия кнопки автоматически звучит пение птицы, о которой идёт речь.

В категории «Дикие животные» звучит голос белочки.

В категории «Домашние животные» мяуканье кошки.

В категории «Насекомые» жужжание пчелы.

В категории «Рыбы» всплеск.

Список использованных ресурсов находится на слайдах 54-55. Перейти к нему в режиме показа можно по кнопке на 1-ом слайде. Со слайда 54 можно перейти на слайд 55 по щелчку или вернуться на первый слайд по кнопке . Со слайда 55 возврат на первый слайд тоже по кнопке .

Игра проводится по командам. Каждая команда придумывает название, связанное с темой игры.

На доске надо начертить таблицу для отображения результатов каждой команды.

За каждый правильный ответ команде присуждается

После того, как каждая команда озвучила своё название, учитель объявляет о начале игры.

Названия команд заносятся в таблицу.

Каждая команда по очереди выбирает категорию и номер вопроса.

Слайд 2

Звучит заставка из телепередачи «В мире животных».

Слайд-шоу (фотографии меняются автоматически).

Основное игровое поле с вопросами.

Крупное парнокопытное животное наших лесов с широкими лопатистыми рогами. Легко бегает по лесу, хорошо ходит по болотам и по глубокому снегу, почти не проваливаясь в него.

Сильный и ловкий хищник знойной Африки и Азии из семейства кошек, именуемый царём зверей. Нападает на антилоп и других диких копытных.

Дикая лошадь, обитающая в Африке. Защитная окраска из чередующихся тёмных и светлых полос делает её менее заметной в саваннах Африки.

Сумчатое травоядное животное Австралии. У него мощные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие. Передвигается прыжками.

Хищный всеядный зверёк с густым, коричневато-серым мехом. Следы напоминают отпечаток человеческой ладони. Пищу перед едой любит «полоскать» в воде.

По бокам головы этой дикой кошки лесов Евразии и Северной Америки развиты широкие баки, а на концах ушей – кисточки. Хвост короткий, на конце как бы обрубленный.

Очень крупный хищник. Хорошо плавает и лазает, быстро бегает, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Любит рыбу и мёд. Невосприимчив к пчелиным укусам.

Ловкий хищный зверь с рыжеватым пушистым мехом, герой многих народных сказок. Питается мелкими птицами и зверьками. Иногда совершает набеги на птичники.

Этот зверёк строит хатки и плотины по берегам рек. Имеет очень острые зубы, которые растут каждый день.

Лесной зверёк с длинными ушами и коротким хвостом. Задние ноги у него существенно длиннее передних, благодаря чему он движется прыжками.

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьёт он из корытца.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь .

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Шубу дважды в год снимает.

Кто под шубою гуляет?

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Лыко дерёт, а лапти не плетёт.

Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро.

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.

День и ночь траву жуёт:

Ведь её не так легко

Переделать в молоко!

Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья

И садится на забор.

Эта птица питается семенами хвойных растений. Вьёт гнёзда зимой. В урожайные годы может гнездиться с февраля.

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле?

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает.

Какая птица ни одного шага не сделала?

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам .

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Целый день он спать не прочь,

Но когда наступит ночь,

Сверестит он и поёт,

Людям спать не даёт.

Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

В воде родится,
А воды боится.

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

Жук – вредитель хлебных злаков в Евразии. Тёмно-каштановый, длиной 13 – 15 мм. Питается недозрелым зерном, личинки – корнями.

Этот жук обитает в пресных, реже солоноватых водоёмах. Хищник, истребляет личинки комаров. Крупные виды вредят рыбоводству, так как поедают мальков рыб.

У этого насекомого на голове есть загнутый назад рог, за что он и получил своё название.

Жук – вредитель картофеля. Жёлтый, полосатый. Питается листьями.

Колорадский картофельный жук

Эту рыбу называют грозой морей.Она большая и быстро плавает. Зубы у неё в шесть рядов и острые, как бритва.

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.

Зубы наши точно пилы,

Мы ныряем там и тут.

Нас заметив, крокодилы

В страхе на берег бегут.

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки.

Перед иглами спинного плавника этой рыбы отступает даже щука. Эта рыба – проблема каждого водоёма, так как в огромных количествах пожирает икру и личинки других рыб.

Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.

Эта рыба любит участки с илистым дном, где добывает себе корм. Уткнётся носом и роет, выставив хвост. На зиму из тины устраивает себе постель, куда зарывается

с головой и спит до весны.

Единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. Необычная форма напоминает одну из шахматных фигурок. Имеет очень яркую расцветку.

Эта речная рыба похожа на змею. Обладает длинным извивающимся телом с буро-зеленоватой спиной. Кожа очень скользкая, а чешуя — мелкая. Способна ночью по росистой траве переходить из одного водоёма в другой.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector